Негосударственное общеобразовательное учреждение - комплекс, школа полного дня
Лицей Исток
Основан в 1996-м году

Разговор с психологом

Мы все любим своих детей. И желаем им добра. Так, как нас учили, и как мы считаем правильным. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок, частые окрики. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

• Физическое насилие

– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

• Сексуальное насилие

– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

• Психическое (эмоциональное) насилие

– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

•Пренебрежение нуждами ребенка

– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей. Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, даже не догадываются о таких фактах:

• физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

• дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

• когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

• жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие порождает насилие! Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным образом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Помните,

наказание можно заменить:

- Терпением.

Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

-Объяснением.

Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью.

Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

-Наградами.

Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

-Похвалой.

Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Постарайтесь прислушаться к советам, проверенным временем:

1. Важно не делать из ребёнка «самого-самого». Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2. Крайне вредно сравнивать вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Дети всегда учатся на примере собственной жизни.

- Если дети живут в обстановке критики, они учатся осуждать.

- Если дети живут в обстановке вражды, они учатся конфликтовать.

- Если детей всё время стыдят, они привыкают к чувству вины.

- Если детей поощрять, у них вырабатывается чувство уверенности в себе.

- Если детей окружает признание, они стремятся иметь цель в жизни.

- Если детей окружает дружба, они узнают, как прекрасно жить в этом мире.

- Если дети живут в атмосфере спокойствия, они учатся спокойствию духа.

А что окружает ваших детей?

С уважением, педагог-психолог ЧОУ «Лицей Исток» Лариса Петровна Шолохова