Негосударственное общеобразовательное учреждение - комплекс, школа полного дня
Лицей Исток
Основан в 1996-м году

Психолог о дистанционном обучении

Страничка психолога «Время быть вместе с детьми»

Дистанционное обучение – испытание для детей, родителей и учителей. Педагоги «Истока» одними из первых в городе освоили новые технологии проведения уроков в форме видеоконференций, легко ориентируются в Zoom, Discord, полностью переделали расписание в соответствии с требованиями СанПиН, постоянно на связи с родителями и друг с другом в социальных сетях. Несомненно, в дальнейшем какие-то виды дистанционного обучения будут использоваться в практике школьной жизни, но уже всем ясно, что они никак не смогут стать равноценной заменой учительского труда.

Наши ученики по-разному осваивают новую (надеюсь, непродолжительную) реальность. Мнения здесь разделились. Кто-то видит в дистанте больше плюсов. Это, скорее, старшеклассники. Кто-то соскучился по друзьям и учителям. Кто-то жалуется на большую нагрузку на глаза. У кого-то проблемы с самоорганизацией. Но в подавляющем большинстве своём ребята мечтают начать новый учебный год в стенах родной школы.

А вот что касается родителей… Мне кажется, главный вызов всей этой истории с пандемией приняли на себя именно наши родители. Слишком многое приходится переосмысливать, оценивать, решать, спасать, переживать – и всё это в условиях высочайшего стресса!

Буквально на днях социальные сети взорвали многочисленные фото невероятной красоты двойной радуги, которая разукрасила небо над нашим городом. Сразу вспомнились слова Патриции Клиффорд: «Работа подождёт, пока вы будете показывать своему ребёнку радугу. А вот радуга не будет ждать, пока вы закончите работу.» Карантин (самоизоляция?) – время радуги для ваших отношений с детьми. «Не надо переделывать себя. Не надо переделывать ребёнка. Но всегда старайтесь переделать, улучшить отношения между вами и ребёнком.» Так говорил Симон Соловейчик.

Что же можно предложить родителям в условиях, когда особенно очевидна позиция многих: «Не учите меня жить. Лучше помогите материально!» )))

  1. Посмотрите на себя глазами вашего ребёнка. Сейчас он учится у вас справляться с трудными жизненными ситуациями. Учится доверять, ставить границы. Именно сейчас он формирует те самые жизненные ценности, которыми будет руководствоваться в жизни. Так всегда, но сейчас особенно.
  2. Постарайтесь чаще обращать внимание на то, что вы говорите. А главное – как. Особенно когда общаетесь со своим ребёнком. Добрые слова сказать несложно, но их эхо долго живёт в человеческих сердцах.
  3. Если ваш ребёнок ещё мал, лучше всего для общих дел подходят игры. И не обязательно настольные. В увлекательную игру можно превратить домашние дела, разбор старых фотографий, съёмки клипов, популярные сегодня челленджи и конкурсы на самое смешное видео…
  4. Если ребёнок предпочитает спокойные игры, собирайте с ним вместе лего и пазлы. Он запомнит именно это «вместе». Даже если это будет один раз.
  5. Арт-терапия – лечение для взрослых. Для ребёнка – это естественный способ существования. Рисование, музыка, театр – вас это может поддержать, ребёнку поможет выразить себя, а вместе вы сможете пережить запоминающиеся на всю жизнь эмоции удовлетворения и счастья. Сейчас все сети публикуют ссылки на открытые экскурсии в музеи мира, на концерты, в библиотеки. Один клик – и вы всей семьёй в Диснейленде или на представлении Цирка дю солей!
  6. С подростками надо разговаривать. Заинтересованно, уважительно, честно. Они начинают отдаляться от родителей не потому, что считают их взгляды устаревшими, а потому, что не находят понимания. Вы же сами помните, что вас никто не понимал в этом возрасте! Это время экзистенциального вакуума. И наполнить его каждый должен сам. Ребята хорошо откликаются на вопросы, которые не касаются учёбы, а имеют непосредственное отношение к их жизни. Например, «На какой возраст ты себя ощущаешь? А как думаешь, какой возраст самый счастливый?», или «Если бы ты был книгой, то эта книга была бы о чём?», или «Какие недостатки ты легко прощаешь своим друзьям, а что простить не можешь?» А главное, если ребёнок вам открылся – его надо слушать, слушать безоценочно. Чтобы он понял - его слышат!
  7. Общие дела полезны в любом возрасте. У каждой семьи они свои. Это и есть та самая радуга, которая улучшает отношения между вами и ребёнком.
  8. Я за то, что в любой ситуации надо проживать жизнь, а не выжидать, «когда всё это закончится», «когда наступят лучшие времена», «когда всё станет, как прежде». Как прежде, уже не будет. Будет по-другому. И обязательно лучше!

    Уважаемые родители, я вам желаю всего самого доброго! Как бы там ни было, но правильно же в своё время сказал Бернард Шоу: «Самая большая услуга, которую человек может оказать стране и человечеству, - это, пожалуй, вырастить детей.»

В надежде на ближайшую встречу в «Истоке»,

педагог-психолог Лариса Петровна Шолохова"